Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
27 декабря 2018 г.    10:08

SC1.jpg


В последнее время всё чаще и чаще мы слышим о создании новых современных «умных» городов. К настоящему времени уже насчитывается около 140 городов мира, претендующих на звание “умных”, большинство из которых сконцентрированы в Северной Америке и Западной Европе [1]Международная консалтинговая компания McKinsey предсказывает появление 600 «умных» городов уже к 2020 году. Согласно прогнозу, они будут генерировать по меньшей мере две трети мирового ВВП.

Различные международные организации проводят свои оценочные рейтинги «умных городов», но единого общего стандартизованного подхода пока нет. Первые работы по стандартизации “умных городов” были начаты в 2012 г. Международным институтом телекоммуникаций (ITU) путем издания рекомендаций, которые переиздавались чуть ли не ежегодно из-за стремительного развития новых инофмационных технологий, которые стали  широко внедряться в системы управления городских инфраструктур. В ранних стандартах ISO город рассматривался в качестве «устойчивого» (sustainable) города, который является открытым, безопасным, жизнестойким и экологически устойчивым. С внедрением интеллектуальных информационных систем в различные сферы жизнедеятельности города, таких как транспорт, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство устойчивые города стали называть «умными» городами. Задачу по стандартизации «умных» городов возложил на себя недавно организованный подкомитет «Smart cities» (“Умные города”) при техническом комитете «Информационные технологии» международной организации по стандартизации ISO (ИСО). В серии стандартов планируется определить все качественные и количественные измеряемые показатели (KPI), которые характеризовали бы города как “умные города” и конечно же дать определение термину “умный город”. Рассматривая имеющиеся в практике различные определения “умного города” можно сделать вывод, что наиболее распространенное на сегодняшний день определение «умного города» неразрывно связано с его целями. То есть, «умный город» – это структура, которая обеспечивает устойчивое развитие, повышение качества жизни и эффективное использование ресурсов для своих  жителей [2]. В целом – это развитие идей о создании комфортной среды обитания как главной цели, где во главу угла ставятся прежде всего интересы горожан.

SC3.jpgSC4.jpg








 В разных городах различных стран ставятся разные приоритетные цели и задачи. Например, В Амстердаме основное внимание уделяется усилению экологической устойчивости на основе более рациональной организации работ, применения новейших технологий для сокращения вредных выбросов в атмосферу, более эффективного использования энергии. [3]Город Фудзисава (Япония) поставил себе целью стать энергоэффективным городом будущего путём  активного использования альтернативных и возобновляемых источников энергии. Каждый построенный здесь дом оборудован солнечными панелями, электрогенераторами на топливных ячейках и батареями, а специальная интеллектуальная система позволяет устройствам осуществлять обмен нужной информацией, оптимизируя потребление энергии. В других городах принимаются меры для преобразования широкого диапазона городских функций в “умные”, используя повсеместно распространенные “умные” технологии во всех аспектах жизни горожан. Двумя примерами такой стратегии могут служить проект “Город электронной интеграции” (u-город) в Республике Корее и проект Deutsche Telekom “T-город” в Германии. Проект “Умный Сеул” осуществляется с целью преобразования системы управления городом в более "умную" и повышения качества жизни горожан.

SC5.jpgSC6.jpg










Все эти “умные” города объединяют три важнейшие составляющие.

Первая - наличие развитой защищенной инфраструктуры  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Защищенная инфраструктура ИКТ последующих поколений имеет первостепенное значение для успешного предоставления новых услуг в “умных” городах и для обеспечения готовности к будущему спросу на новые услуги. Оказание подобных услуг подразумевает наличие внедрения информационных интеллектуальных систем построенных на сетях всевозможных датчиков, сенсоров, электронных меток, штрихкодов, которые объединяются в единую, так называемую сеть Iot (Internet of things) - Интернет вещей. В 2017 году количество устройств, подключенных к интернету, превысило 20 млрд, к 2020 году их будет уже около 50 млрд. Стремительное развитие Интернета вещей обуславливает необходимость обеспечивать защиту ценной информации. Одно единственное уязвимое устройство потенциально может сделать уязвимой всю систему и открыть ее для кибератаки, а также привести к возникновению сбоев различного масштаба: от нарушения конфиденциальности информации до масштабных отказов ИТ-инфраструктуры. В настоящее время на первом место перед “умными” городами встает вопрос обеспечения информационой безопасности.


SC2.jpg


Вторая важнейшая составляющая это наличие в городе четко выстроенной и интегрированной системы управления. Многочисленные системы “умного” города будут действовать слаженно только на основе строгого соблюдения единых стандартов, необходимо выбрать принципы работы с большими массивами данных, которые аккумулируются в процессе сбора данных от устройств, подключенных к сети Интернета вещей. Как показывает мировая практика наиболее популярным решением данной проблемы является реализация стратегии максимальной открытости первичных данных для всех участников, предоставление доступа к ним через специализированные интерфейсы (городские API открытого типа). Такой подход позволяет бизнесу сформировать максимально возможный набор сервисов, зачастую без дополнительных финансовых и иных вложений со стороны городской администрации за счет обеспечения различным участникам процесса доступа к информационной среде обращения данных. Учитывая сложность городских систем, на первом этапе ключевым для внедрения умных технологий становится выстраивание различного рода партнерств и  осуществление кооперационных действий с технологическими компаниями и  различными бизнес-субъектами. Действием, запускающим процессы интеллектуализации и  цифрового перехода в городах, может стать реализация пилотных проектов в специально выделенных экспериментальных зонах. В качестве таких зон способны выступить как специализированные тестовые полигоны (тестбеды), в  том числе в  формате «живых лабораторий», по отработке приоритетных цифровых решений, так и целые города, особенности управления которыми позволяют протестировать определенные решения в масштабе всей территории.


Третья составляющая: в “умном” городе должны быть “умные” жители. Так в Южной Корее, один из лидеров по применению “умных” технологий во всех сферах городской жизнедеятельности, завершающим этапом стратегии развития для себя определил создание “умной” нации [4]. Средства, обеспечивающие функционирование “умного” города будут бесполезны в отсутствие компетентных пользователей, умеющих взаимодействовать с “умными” услугами. “Умный” город должен не только расширять доступ к “умным” устройствам для всех категорий населения с разными уровнями доходов и разных возрастных групп, но и обеспечивать доступ к обучению работе с этими устройствами. Основу “умного” города составляет открытая для всех сеть пользователей “умных” устройств, а горожане требуют или создают услуги, которые представляют для них наибольшую ценность.

Таким образом, совместными усилиями городских властей,  заинтересованных в инновациях бизнес-сообществ, активно участвующих,    как прямо так и косвенно, в управлении и внедрении новых городских услуг “умных” жителей города можно решать комплексно проблемы, встающие перед “умными” городами будущего.



Файзуллаев Д.А., Камилова Ш.М.,

Департамент развития технологий «Умный город».


[1] Дупленко А.Г. Анализ состава угроз для информационной безопасности в высокоорганизованныхсистемах типа «Умный город» [Текст] // Современные тенденции технических наук:материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук,2017. — С. 3-5

[2] Намиот Д.Е. О стандартах Умного города//Наука и инновации в информационном обществе, 2017 г, Выпуск № 2

[3] “ITU news», Nº 5 2013, Наблюдение за технологиями, Умные города

[4] Dr. Sang-Baek Chris Kang, Director of Global cooperation, Smart government initiative: ICT Enablers and Future services in Korea, 2018.9.

 

Нажмите чтобы прослушать выделенный текст! Powered by GSpeech